Ремонт и профилактика водоразборной и запорной арматуры
Вряд ли стоит лишний раз напоминать, что ремонт и профилактику арматуры требуется проводить своевременно и наилучшим образом. Если у вас нет счетчика воды, вы, конечно, можете проигнорировать тот факт, что по вине неисправных кранов и подтекающих смывных бачков теряется без возврата до 20% чистой водопроводной воды.
Но не обращать внимания на другой факт просто нельзя – чем дольше откладывается мелкий текущий ремонт, тем с большей проблемой придется столкнуться в будущем.
Чтобы не доводить до необходимости авральных работ, лучше обходиться малой кровью. Ремонтируйте кран или смеситель не тогда, когда без сложного ремонта не обойтись, а тогда, когда его еще можно избежать. Расскажем, как это сделать правильно.
Чиним краны
Самая нагруженная и в то же время самая нежная деталь крана – прокладка клапана. Разумеется, и сам клапан, и шток, и даже корпус имеют свои слабые места, однако, только от прокладки требуется такое труднодостижимое сочетание, как прочность и эластичность. Для того чтобы надежно запереть седло клапана, она должна быть в достаточной мере упругой (сравните с паровым вентилем: он не имеет прокладки на клапане, хотя конструктивно и не отличается от вентиля водопроводного, их даже часто путают между собой, а между тем гладкая латунная поверхность клапана парового вентиля практически не держит воду в случае ошибочной установки последнего в водопроводную магистраль).
Итак, прокладка водопроводного крана должна быть упругой и эластичной для плотного прилегания к гнезду. В то же время ей приходится работать в тех же условиях, что и остальным (детали крана – латунные или стальные).
Понятно, что прокладка изнашивается быстрее, поэтому она должна иметь возможность легкой и беспроблемной замены. Достигается это конструкцией клапана и его сопряжением с прокладкой. Все прокладки заводского изготовления унифицированы в зависимости от диаметров кранов, для которых они предназначены, а крепление прокладки к клапану обеспечивает одновременно надежную фиксацию прокладки и легкость ее замены.
Гнездо клапана может иметь центрирующий выступ с нарезанной резьбой под гайку (гайка с шайбой крепит прокладку по месту установки), либо прокладка удерживается на месте за счет того, что ее центральная, более тонкая часть накалывается на заостренный конец шпинделя – в этом случае на месте прокладку удерживает только свойство ее упругости; прокладка как бы обхватывает, обжимает шпиндель. Одновременно она не дает и самому клапану сместиться со своего места. Дополнительную надежность креплению придает то, что прокладка при установке с усилием вдавливается в гнездо клапана, утапляясь на часть своей толщины между его стенками.
Замена прокладки с последним вариантом закрепления происходит без всяких проблем. Достаточно только вырезать необходимую прокладку из набора и, вывинтив головку крана в сборе, снять с центрирующего выступа шпинделя клапан вместе с прокладкой. Затем нужно наколоть центральную часть новой прокладки на заостренный наконечник центрирующего выступа. Единственное обязательное условие относится и к любому ремонту водораспределительной и запорной арматуры вообще: требуется, прежде чем выкручивать из корпуса головку крана, перекрыть воду контрольным вентилем или вентилем на отводе от стояка, а также предварительно открутить маховик. Последнее требование вызвано прежде всего тем, что выкручивая головку крана в положении «закрыто», пришлось бы преодолевать распорное усилие, создаваемое упирающимся в гнездо клапаном. Нагрузки на резьбу штока, шпинделя, внутреннюю резьбу головки, а также на сам клапан в этом случае возросли бы.
Не так просто обстоит дело с заменой прокладки в тех кранах, где конструкция клапана предусматривает крепление прокладки шайбой и гайкой. Если это головка крана горячей воды, особых проблем обычно не возникает – в кранах горячей воды прокладки работают в более тяжелых условиях, скорее разрушаются и требуют замены, поэтому узел «гайка-шток» приходится относительно часто разбирать. Всерьез «схватиться» ржавчиной он просто не успевает. Зато в кранах холодной воды прокладка может прослужить без замены достаточно долго, и за это время успевает произойти коррозийная сварка – гайка намертво срастается с железной шайбой и со стальной резьбовой шпилькой.
Часто разобрав такой кран, обнаруживают, что прокладка настолько износилась, что может даже частично отсутствовать на предназначенном ей месте, а гайка с шайбой давно уже превратились в бесформенный нарост на конце шпильки.
Разобрать соединение, чтобы установить новую прокладку взамен сносившейся, подчас довольно непросто. Дело усложняет то, что для отворачивания гайки (обычно – латунной) применяют обыкновенные пассатижи, как самый распространенный домашний инструмент. Превышение допустимого усилия, – и вот уже у гайки сорваны грани, а то и нарушена резьба шпильки. Приходится заменять весь, вполне исправный шток на новый, а поскольку продаются они чаще всего в сборе с головкой крана, получается, что из-за одной маленькой гайки затраты на замену прокладки просто чрезмерно возрастают. Как меру профилактики советуем при очередной замене прокладки поменять железную или латунную гайку на стальную никелированную.
Прокладки для замены можно, как уже говорилось выше, изготовить самостоятельно – вырубив при помощи просечки или вырезав обыкновенными ножницами из листа резины подходящей толщины. Если вы неожиданно для себя обнаружили, что совсем недавно установленная прокладка «ведет себя», как совсем сработавшаяся – не держит воду, причину скорее всего следует искать не в прокладке, а в общем состоянии коммунальных сетей отопления и водоснабжения. Дело в том, что вместе с током воды по трубам движутся чешуйки окалины, ржавчина, даже мелкие камешки – особенно это относится к трубам горячей воды, ведь при ее подогреве в котельных никто не следит за качественной фильтрацией.
Забившийся между прокладкой и седлом клапана камешек мешает полноценному прилеганию прокладки, в результате закрытый до упора кран продолжает пропускать воду. При попытках ликвидировать течь, немного докрутив маховик, есть реальная опасность порвать новую прокладку. Действовать нужно ровно наоборот: открыть кран и несколько раз повращать маховик в обе стороны, есть шанс, что поток воды может смыть помеху с седла. Не прилагайте к маховику повышенных усилий; лучше при первых же неустранимых симптомах вывинтить головку и разобраться в причинах течи, она может быть вызвана и разрушением обжимающего бортика клапана.
Разбирая кран, чтобы поменять шток, проверить состояние клапана или заменить прокладку, следует помнить, что все прежние уплотнения в обязательном порядке подлежат замене (это не относится к уплотнительному кольцу из пластмассы, применяемому для уплотнения головки в современных кранах и смесителях).
Отступите от края резьбы на 2-3 нитки и аккуратно наматывайте пряди нового уплотнителя или ленту ФУМ против часовой стрелки, если смотреть на головку со стороны штока с клапаном (достаточно будет 3 витков фторопластовой уплотнительной ленты для резьбы головки обычного водопроводного крана).
Просачивание воды по штоку говорит о недостаточной набивке или об уплотнении сальника. Попытайтесь сначала, не предпринимая более серьезных мер, немного затянуть накидную гайку. Она как раз для такого случая и предназначена. Накидная гайка подожмет втулку сальника, а та, в свою очередь, уплотнит сальниковую набивку. Если эта мера желаемого эффекта не принесла (вода продолжает поступать по штоку), придется принимать более серьезные меры.
Не забудьте перекрыть вентилем поступление воды к крану, после чего смело можете приниматься за ремонтные работы. Отвинтив накидную гайку, снимите сальник и обязательно удалите старое уплотнение. После этого, свернув средней толщины жгут из свежего уплотнителя (см. «Материалы»), туго намотайте его на шпиндель и вновь ввинтите сальник в корпус головки.
Серьезная и трудоемкая работа предстоит, если стерлась резьба штока. Эту неприятность легче предотвратить, чем устранить. Но что делать, если вы недосмотрели за «плачущим» краном или смесителем, а из него вдруг в один прекрасный день начинает хлестать струя воды? На повороты маховиков смеситель не реагирует, шток свободно проворачивается в корпусе головки – все приметы говорят о том, что «полетела» именно резьба в паре «корпус головки-шток». Причем более вероятна проблема с резьбой штока, так как внутренняя резьба головки, по которой движется резьба штока, срабатывается намного медленнее.
Первым делом перекрываем контрольный вентиль. Определив в какой именно из головок смесителя произошла поломка, отверните винт, крепящий маховик, снимите его с хвостовика и выверните головку крана. Проконтролируйте внешним осмотром состояние резьбы штока. Если сохранился неповрежденным хотя бы небольшой ее участок, можно попытаться ограничиться временным ремонтом. Попробуйте немного удлинить пару «шток-клапан», для этого проще всего установить прокладку из более толстой резины. Если временные меры не помогают, придется менять шток или всю головку в сборе. Для замены штока выкрутите на несколько оборотов втулку сальника, выверните шток из корпуса головки и извлеките его, заменив на новый.
Редко, но бывает, что неожиданно обнаруживается дефект в самом корпусе крана. Может выкрошиться часть седла, и даже самое плотное прилегание прокладки уже не удерживает воду. Чаще подвержен поломкам другой, более уязвимый узел крана – его резьбовое соединение с муфтой подводки.
Перекрыв поступление воды вентилем, осторожно выворачивайте корпус крана и подводящей трубы. Если дело все же не в муфте, а в резьбе корпуса, делать нечего, придется менять сам кран. При этом учтите, что головка крана может быть исправной и способной еще немало послужить; как минимум оставьте ее на запчасти, ведь головка крана в сборе является самым необходимым элементом при серьезных авариях – сорванной резьбе штока, когда необходимо срочно менять весь узел целиком.
Зачистив резьбу соединительной муфты от остатков старого уплотнения, начинайте оборачивать новым уплотнителем резьбу корпуса крана. Вверните кран в муфту немного менее чем на половину ее длины, затем немного наверните саму муфту и зафиксируйте ее положение контргайкой (не забыв при этом о дополнительном уплотнении стыка между муфтой и контргайкой). Устанавливая кран, не забывайте основное правило: все соединения без контргайки можно только заворачивать. При отворачивании, «обратном ходе», резьба рвет уплотнитель и соединение приходится производить заново.
Если по месту установки металлического крана устанавливается полиамидный, подходящий под соответствующий патрубок, резьбу нового крана не следует уплотнять волоконными материалами. После серьезного ремонта, когда при перекрытом контрольном вентиле на вводе в квартиру система водопровода долгое время имела связь с атмосферой, следует «продуть» ее для избавления от воздуха, который, возможно, попал во время ремонта в трубы. Закончив работу и открыв вентиль, откройте также и все водоразборные краны в квартире.
Ремонтируем смесители
Смеситель, как мы с вами уже знаем, имеет узлы, сходные с рабочим узлом крана. Имеется в виду головка крана в сборе с маховиком, штоком, шпинделем и клапаном, а также седло клапана в корпусе смесителя (крана). В этом смысле разница между краном и смесителем заключается лишь в одном – головок в смесителе две. Соответственно, ремонт и обслуживание этого узла ничем не отличается от ремонта и обслуживания головки крана, поэтому говоря выше о ремонте крана, мы и не разделяли смеситель и кран.
Разумеется, для смесителя существуют и свои собственные профилактические и ремонтные работы. К примеру, ликвидация подтекания из-под накидной гайки поворотного излива или проблемы в его фиксации. Благодаря несложному устройству нарушения в работе этого узла они легко поддаются ремонту. Течь возможна только по одной причине – нарушение целостности кольцевой резиновой прокладки и разжимного кольца. Отвернув накидную гайку, проводят осмотр узла и определение неисправности. Если виноват кольцевой уплотнитель, на скорую руку его можно заменить даже подмоткой нескольких витков уплотнителя в кольцевую канавку. Пришедший в негодность «фирменный» уплотнитель можно также заменить самодельным. Его несложно вырезать из отрезка резиновой трубки подходящего диаметра. Разжимное пластмассовое кольцо нетрудно заменить сделанным из медной проволоки подходящего диаметра – служит оно ничуть не хуже, надежно фиксируя трубку излива по месту установки.
Другой типичной неисправностью, характерной для смесителя, является поломка переключателя «душ-излив» (в смесителях для ванных комнат). В смесителях с пробочным переключателем (конической пробкой с прорезью, притертой по месту установки в корпусе смесителя) нет сложных по устройству деталей, и потому его ремонт самый простой. Проблемы могут быть с уплотнительными кольцами и прокладками либо с надежностью запирания (при пользовании душем вода тонкой струйкой льется из крана и наоборот). Связано это с некачественной обработкой поверхности конической пробки или ее гнезда, при условии что нет чисто механических повреждений.
Состояние уплотнителей проверяется их осмотром при разборке смесителя; если прокладки разрушены, они подлежат замене. Точность притирки пробки к гнезду можно проверить следующим простым способом: отвинтив накидную гайку и сняв рукоятку вместе со шпинделем, вынимают пробку из гнезда, протирают насухо и наносят на ее поверхности мелом несколько полос (в продольном направлении). После этого пробку устанавливают на место и, не собирая смеситель окончательно, рукояткой поворачивают пробку в ту и в другую стороны, после чего вынимают ее из гнезда и проверяют состояние меловых следов. Неравномерно стершиеся полосы сигнализируют о грубой притирке или даже задирах на поверхностях.
Ликвидировать последствия некачественной обработки можно, притерев пробку по месту. Для грубой притирки применяют мелкозернистую («алмазную») наждачную бумагу, а доводят гнездо и пробку, используя абразивную пасту ГОИ. Пробку оборачивают наждачной бумагой и вновь вводят на место. Закончив притирать гнездо, ту же операцию повторяют с использованием пасты. По окончании чистовой притирки ее качество проверяют названным способом.
В кнопочных переключателях встречается другая неисправность – просачивание воды вдоль толкателя. Причина может быть только одна: сальниковое уплотнение. В сальнике толкателя ослаблена втулка сальника, или пришла в негодность сама сальниковая набивка (или кольца сальника). Попробуйте действовать по тому же принципу, что и в аналогичном случае с головкой крана: подожмите, если получится, спецвтулкой оставшееся уплотнение. Если вворачивать втулку больше некуда, а поджатия сальниковой набивки все еще не произошло (при контрольном включении смесителя просачивание продолжается), нужно разбирать узел и заменять сальник.
Перекрыв запорные вентили, отключите холодную и горячую воду. Гаечным ключом отверните накидную гайку (чтобы не поцарапать грани хромированной накидной гайки, под шлицы зева ключа подложите полоску картона) либо при использовании спецвтулки отвинтите сальник двумя гаечными ключами, зажимая одним головку корпуса, другим – граненую головку втулки сальника и вывинчивайте, не прилагая больших усилий, спецвтулку. Затем извлекайте узел и производите замену сальниковых колец или набивки сальника, при необходимости очистив нарезку стержня от остатков набивки.
Ремонт гибкого душевого шланга требуется нечасто. Оплетка надежно гарантирует защиту резинового термостойкого шланга, и перетирается она чаще всего в месте наибольшего изгиба, у накидной гайки, соединяющей оплетку душевого шланга с корпусом смесителя. Если вы подозреваете, что нарушение целостности шланга произошло не на выходе из накидной гайки, отвинтите и сдвиньте ее по шлангу назад. Подденьте чем-либо латунный ниппель и вытяните шланг из хромированной оболочки, чтобы определить место прорыва.
Раскрутите проволоку, освободите ниппель, переставьте его на выступающую часть трубки. Сборку проведите в обратной последовательности.
Если перетерлась или надломилась хромированная оплетка душевого шланга (обычно это бывает у самой накидной гайки) и крайние витки оплетки выскочили из-под гайки, открутите и снимите накидную гайку, удалив из нее остаток оболочки. Конец спирали выпрямите плоскогубцами и снова подсуньте под накидную гайку. Вставьте ниппель и попробуйте собрать смеситель. Если гайка не будет навертываться, снимите напильником лишний металл с конца спирали.
Чиним вентили
В уходе за вентилем и при его ремонте особенное внимание следует обратить на надежность и герметичность запирания.
Как арматура в большей степени предохранительная, вентиль должен постоянно находиться в исправном и работоспособном состоянии.
На состояние прокладки вентиля следует обращать особое внимание. Клапаны вентилей не имеют заглубления и ребро прокладки в них не защищено от давления воды и гидравлических ударов. Отчасти этот недостаток снимается тем, что прокладки крепятся к клапану посредством гайки и шпильки с резьбой. Прижимающая прокладку шайба в некоторой степени усиливает прокладку, придавая ей дополнительную жесткость.