Краска подчеркивает все недостатки стен, поэтому перед проведением работ поверхность необходимо выровнять еще более тщательно, чем для оклеивания обоями.
Если стены покрыты слоем ржавчины или старой краски, то счистить ее можно с помощью железных щеток или скребков. Тщательно смойте пятна плесени и различных протечек. Поверхности, пораженные грибком, обработайте бактерицидным составом. Если вы собираетесь окрашивать каменные, кирпичные или бетонные стены, то их мелкие дефекты можно устранить посредством шлифовального камня (пемзы или лещади). Деревянные стены выравнивают при помощи небольших рубанков и стамесок, имеющих желобковидную, заточенную по краю металлическую пластину. Небольшие зазубрины удаляют циклями.
Когда основа ваших стен будет выровнена, приступайте к грунтованию (лучше использовать состав глубокого проникновения). Если грунтовка купоросная, то после ее высыхания стену лучше всего еще раз прогрунтовать составом, в котором содержится больше мела. После высыхания грунтовки устанавливают направляющие. Затем приступают к монтажу маячковых профилей. Лучше всего брать брусья из оцинкованной стали (толщина ребра — не менее 6 мм, высота— на 5—7 мм меньше высоты стены). Обратную сторону профиля покрывают слоем штукатурки. Арматуру прижимают к стене и притирают, постоянно контролируя ее вертикальность. Расстояние между маяками равно длине правила, с помощью которого и выравнивают стену (если ширина позволяет, то возьмите инструмент длиной 2 м).
Затем приготавливают раствор для выравнивания стен. Для этого в 15-литровом ведре или баке в пропорции 1:2 смешивают сухую штукатурку и холодную воду. Массу вымешивают до тех пор, пока ее консистенция не станет похожей на густую сметану.
Получившийся раствор наносят на площадь между маяками широким шпателем. Движения должны идти снизу вверх. После нанесения раствора излишки удаляют алюминиевым правилом. Инструмент прижимают к маякам и двигают сверху вниз. Излишки штукатурки кладут обратно в емкость с выравнивающей смесью, а образовавшиеся разрывы и раковины заполняют раствором и снова разравнивают правилом. Операцию повторяют до тех пор, пока стена не станет совершенно ровной.
Через 40—50 мин после завершения работы можно приступать к заглаживанию поверхности. Для этого небольшое количество смеси разводят водой до консистенции жидкой сметаны. Получившийся раствор наносят на еще не просохшую штукатурку и притирают прямоугольной гладилкой. В результате у вас должна получиться прочная, глянцевая и ровная поверхность.
Углы стен можно укрепить при помощи профиля из нержавеющей стали. Его накладывают на штукатурку и притирают раствором.
После того как штукатурка слегка подсохнет, на нее крепят специальную стеклотканевую сетку. Она делает поверхность еще более прочной, устраняет большинство мелких неровностей. Сетку накладывают на стену и притирают шпателем. Излишки раствора выдавливают сквозь ячейки (лучше брать сетку с размером отверстия 2х2 см) и устраняют. Наклеивают материал с нахлестом в 7—10 см, прикрывая им уголковые профили на 1,5 — 2 см.
Когда стена окончательно высохнет, ее покрывают двумя слоями шпаклевки. Наносят ее на поверхность стены с помощью деревянного или стального шпателя. Для отделки узких мест используют полосы твердой резины соответствующего размера (кромки материала должны быть ровно обрезаны). Это значительно облегчит работу и сделает ее более аккуратной и качественной.
Работают со шпаклевкой следующим образом. Разведенный в емкости состав прикрывают мокрой ветошью или полиэтиленом, чтобы предохранить от высыхания. Начинают работу с верхней части стены. Для удобства емкость со шпаклевкой ставят на табурет (когда приступают к выравниванию нижней части стены, ведро перемещают на пол). Затем зачерпывают небольшое количество состава шпателем и наносят его нетолстым слоем на стену. Нажимают на лезвие шпателя левой рукой и разравнивают шпаклевку (инструмент держат под небольшим углом к поверхности). Слой состава должен стать довольно тонким, это зависит от того, с какой силой нажимать на шпатель. Чем сильнее воздействие, тем тоньше слой, и наоборот.
Если стены относительно ровные, то достаточно прошпаклевать их 1 — 2 раза. Перед нанесением очередного слоя необходимо пройтись по уже ошпаклеванной поверхности шлифовальной шкуркой и как следует ее выровнять. Шкурку необходимо сложить несколько раз (чтобы придать материалу большую жесткость) и тереть ею по стене в разных направлениях. Чтобы было удобнее работать, намотайте шлифовальную шкурку на деревянный брусок или обрезок доски. Если вы решили выполнить шлифовку пемзой, то на ней предварительно надо создать рабочую поверхность, которой и производится операция. Для этого одну из сторон пемзы аккуратно притачивают и притирают.
Повторно шпаклевку наносят на уже просохшую стену. Чтобы состав лучше держался, можно прогрунтовать поверхность, просушить ее и только после этого покрыть слоем состава. Шпаклевать по грунтовке проще, так как состав ляжет более тонким и ровным слоем. Если не огрунтовывать стену, предыдущий слой шпаклевки будет впитывать влагу из вновь наносимого, в результате чего состав станет гуще и будет плохо разравниваться.
Затем, после полного высыхания, поверхность заглаживают мелкой шкуркой, удаляют пыль и грунтуют тем типом состава, который лучше всего подойдет для последующей облицовки стен.
В новой штукатурке довольно много щелочей, поэтому перед окрашиванием необходимо тщательно просушить поверхность. Краски лучше всего выбирать на основе, не содержащей растворителей. Грунтовку также выбирайте синтетическую. В последнее время популярность получил акриловый антибактериальный состав. Он глубоко проникает в обрабатываемую поверхность, обладает пожаро- и взрывобезопасностью. Наносить этот тип грунтовки можно практически на любую поверхность: от цементной штукатурки до дерева и гипсокартона. Кроме того, она хорошо предохраняет стены от возникновения и размножения различных микроорганизмов. Акриловую грунтовку можно использовать в качестве основы для нанесения всех типов красок, кроме масляных. Наносят ее в один слой с помощью краскопульта, кисти или валика.
Непосредственно перед окраской помещения необходимо тщательно проверить состояние рабочих инструментов. Кисти и валики должны быть совершенно чистыми, без остатков краски. Чтобы проверить прочность кисти, потяните за ворс: он не должен вылезать. Если вы будете производить окрашивание с помощью некачественных инструментов, то все ваши труды станут напрасными: на поверхности стен могут появиться следы, разводы, ворс от кистей.
После проведения всех подготовительных работ приступают непосредственно к окраске помещения. Перед окрашиванием состав размешивают. Для этого пользуются насадкой-мешалкой на дрель. Приспособление поможет выполнить размеривание более качественно. Чтобы перемешать краску по всему объему, инструмент следует опускать строго вертикально и передвигать сверху вниз. Перед тем как вынуть насадку из краски, нужно дождаться, пока дрель остановится. В противном случае брызги состава испачкают все вокруг, а неосторожное прикосновение к вращающемуся инструменту может привести к травме.
Кисти перед началом работ также необходимо подготовить. Новые кисти следует оббить о какую-либо твердую поверхность. Это удалит слабо держащийся ворс (он может остаться на окрашиваемой поверхности) и пригладит его.
Прежде чем приступать к декорированию стен, необходимо определиться с выбором краски. Подбирая цвет, учитывайте назначение комнаты. Дизайнеры советуют сочетать в декоре либо оттенки одного спектра, либо прямо противоположные. В последнее время модно оформлять комнаты в красных тонах. Заметим, что психологи не рекомендуют декорировать таким образом спальни, поскольку красный цвет возбуждает нервную систему, приводит человека в беспокойство. Но для кухни он вполне подойдет: все оттенки красного повышают аппетит и настроение. Для детских комнат лучше оформлять интерьеры в желтых тонах (обычно используются бежевый и все оттенки цвета свежей древесины). Стены спален желательно окрашивать синим или голубым цветом.
Стены, покрашенные в серые и белые тона, послужат хорошим фоном для яркой мебели. Такое покрытие не станет привлекать к себе излишнего внимания, а яркие акценты сделают комнату уютной, придадут ей индивидуальность.
В настоящее время в моде средиземноморский стиль интерьера. Он ориентирован на оформление жилищ в Италии и Греции. Стены помещения, оформленного в таком стиле, — не более чем фон для мебели из дерева или кованого металла. Поэтому их цвет должен быть не слишком ярким: белым, бледно-желтым, голубым, бирюзовым, терракотовым, кремовым, оливковым.
Светлые стены сделают комнату больше, темные — меньше. Если окрасить каждую стену в свой особый цвет, то это приведет к интересным визуальным эффектам. Если же вы хотите отдалить или приблизить одну из стен, то окрасьте ее в колер на 2 — 3 тона светлее или темнее соответственно. Чтобы создать эффект спокойствия и умиротворенности, подберите краски пастельных тонов с матовой структурой: рассеивание лучей станет безбликовым, успокаивающим.
Определившись с выбором цвета, приступайте к выбору краски. На современном рынке ее выбор настолько широк, что поначалу даже сложно определить, какой конкретно материал будет нужен.
Можно использовать традиционные краски: масляные, водоэмульсионные, антибактериальные, на минеральной или клеевой основе.
Первый вид — масляные краски — наиболее древний. Масла, служащие основой для этого покрытия, могут быть невысыхающими, полувысыхающими и высыхающими. К последним относятся тунговое, льняное и конопляное. Специалисты считают, что для окраски стен лучше подходят составы на основе льняного масла. Полувысыхающие (кукурузное, соевое и подсолнечное) и невысыхающие (касторовое) не подходят для внутренней отделки помещений.
Водоэмульсионные краски быстро сохнут, не являются токсичными и легко разводятся водой. Влага из краски частично испаряется, частично впитывается основанием, и на поверхности стен остается только пленка, образовавшаяся в результате высыхания красящих пигментов. Она обладает высокой прочностью и позволяет воздуху беспрепятственно проходить сквозь стену (что весьма важно для хорошего микроклимата внутри помещения). Водоэмульсионные краски делают стену матовой, мягкого пастельного тона. Цвет может быть совершенно различным в зависимости от используемого органического красителя.
Антибактериальные краски хорошо подходят для декорирования ванн, кухонь и туалетов. Они обладают высокой степенью влагостойкости и содержат альгициды и фунгициды, которые предотвращают образование плесени.
Не стоит применять для оформления интерьера перхлорвиниловые составы. Несмотря на то что держатся они гораздо дольше других видов краски, обладают высокой степенью водо- и износоустойчивости и практически не выгорают на солнце, применять такие составы рекомендуется только для наружных работ, так как вещества, входящие в их состав, могут быть опасны для здоровья.
Для окрашивания стен могут быть использованы акриловые матовые и полуматовые составы. Их изготавливают на основе растворителя. В качестве связующего вещества используются акриловые смолы, которые после испарения основы создают на поверхности твердую пленку. Этот тип красок можно использовать для декорирования практически всех поверхностей. Сохнут такие составы достаточно быстро, и второй слой можно наносить уже через 3 — 5 ч после первого. Если вы хотите создать матовую или полуматовую поверхность, то для этого акриловые краски подходят практически идеально. Большой плюс этих составов заключается еще и в том, что они практически лишены резкого неприятного запаха, а кисти и валики после окончания работ можно легко отмыть водой.
С использованием акриловых смол изготавливают и глифталевые краски (могут быть матовыми и полуматовыми). Высыхание этих составов происходит за счет окисления их на воздухе. Глифталевые краски можно применять при декорировании стен в ванных и кухнях, так как они образуют плотную водонепроницаемую поверхность. Эти составы непрозрачны, хорошо ложатся, создавая эффект натянутой пленки. Единственный недостаток красок — сильный запах.
К глянцевым краскам относятся различные эмали. Они могут быть как акриловыми, так и глифталевыми. Сохнут такие составы довольно быстро. Эмали можно развести уайт-спиритом или водой. Пленка, которая образуется на окрашенной поверхности, водонепроницаемая. Поэтому эмали используют для декорирования стен влажных помещений. Кроме того, такая поверхность хорошо моется. При желании можно подобрать эмаль без резкого запаха.
Полуглянцевые краски стали производить недавно. Их изготовляют по новейшим технологиям. Такие составы очень стойки к механическим и химическим воздействиям, поэтому применять их можно для окрашивания стен в любом помещении. Кроме того, поверхность, на которую наносят полуглянцевые краски, может быть любой: бетон, штукатурка, шифер, фанера, ДСП, дерево, кирпич, металл.
Мелкие изъяны поверхности можно скорректировать и замаскировать с помощью специальных красок. Связующим веществом в них являются эластичные смолы. Они образуют на окрашенной поверхности тонкую пленку, которая хорошо сглаживает небольшие неровности и мелкие трещины. Единственный минус такой краски — высокая стоимость.
Если предполагается окрасить металлическую поверхность, то можно обойтись и без предварительной обработки антикоррозийным составом. Для этого используют специальные краски, которые изготавливают на основе алкидных смол и без добавления свинца.
Для окрашивания деревянных стен можно использовать бактерицидные краски (с добавлением фунгицидов). Такие краски хорошо предохраняют древесину от возникновения плесени.
В последнее время появились инсектицидные краски. Они уничтожают и отпугивают вредных насекомых, кроме того, эти составы борются с клещами, живущими в домашней пыли. Продукты жизнедеятельности клещей вызывают аллергию. Таким образом, использование инсектицидных красок поможет снизить риск возникновения аллергии или облегчить ее течение. Действуют такие краски методом выброса: после высыхания на поверхности кристаллизуются частицы реагентов, при соприкосновении с которыми насекомые гибнут. Такие краски совершенно безопасны для людей и домашних животных.
Еще один вид краски — известковая. Часто такой состав еще называют «стукко». Чаще всего ее используют для окрашивания промышленных зданий. Известковая краска обладает бактерицидным и дезинфицирующим свойством, благодаря чему стукко часто используют для борьбы с плесенью и различными паразитами, которые могут поселиться в деревянных поверхностях. Кроме того, известковый состав после высыхания выравнивает поверхность стен. Его можно использовать и как основу для других типов красок, и для самостоятельного декорирования.
Для окраски стен стукко вам понадобятся известь, клей, мраморная пыль или испанский мел, натуральные красители (глины, охра, печная сажа), вода (для создания краски), лоток, гладилка, сито, пульверизатор, губка, казеин или мыло, ведра, щетка-кисть, мастихин (стальная пластинка в виде ножа или лопаточки), мастерок, шпатели, резец.
Изготавливают краску следующим образом. Сначала в пропорции 1:2 — 5 (в зависимости от желаемой густоты состава) смешивают известь и воду. Затем в получившийся раствор добавляют мел, мрамор, пигменты и клей. В качестве красителей нельзя использовать составы на металлической основе. В противном случае известь вступит в реакцию с металлом. Натуральные неметаллические красители обычно темные, поэтому нельзя получить стукко светлых тонов. Более сильный состав можно получить в результате смешивания извести и наполнителя в пропорции 1:1 или извести, наполнителя и пигмента в соотношении 1:0,5:0,5. Примерный состав стукко может быть следующим: 1,5 — 2 кг извести, 300 — 400 г мраморной пыли или 500 — 600 г мела, 10 л мыльной воды. В краску можно добавить пигмент. Его количество не должно составлять больше 20 % от общего объема раствора. В противном случае краска не схватится. В качестве фиксатора раствора в стукко можно добавить казеин или приобрести специальный закрепитель. Готовится смесь накануне проведения работ. Она должна выстояться в течение 10-12ч.
Перед нанесением краски нужно смочить поверхность стены водой. После того как первый слой стукко высохнет (пигмент в состав лучше всего не добавлять), его также смачивают и наносят поверх финишный слой краски (уже имеющий необходимый цвет). Количество краски, которая тратится на второй слой, зависит в первую очередь от типа декорируемой поверхности. Обычно 1 кг краски хватает на окрашивание 2 м2 стены.
Для большей декоративности можно использовать краску нескольких цветов. Смешивать их можно прямо на стене при помощи шпателя. Лучше всего добавить во все оттенки белую краску. Это сделает цвета мягче и создаст иллюзию прозрачности.
Придать поверхности законченный вид можно с помощью мастихина, периодически окуная его в мыльную воду и проводя по окрашиваемой поверхности в местах соприкосновения красок разных цветов, что усилит переходы тонов. Кроме того, можно пройти по поверхности влажной шкуркой. Это придаст стенам оригинальную фактуру. Добавить стенам глянца можно с помощью вкраплений воска.
Сверху стукко покрывают слоем клеевой краски, сильно разбавленной водой. Это выровняет дефекты, оставшиеся после покрытия поверхности известковой краской.
Если краска в банке покрылась пленкой, то размешивать ее не нужно: обрывки подсохшего слоя будут оставаться на окрашиваемой поверхности, придавая ей неопрятный вид. Пленку необходимо осторожно обрезать по краю, вдоль самого корпуса банки, и вынуть. Если целиком не удалось ее устранить, то краску процеживают через капроновый чулок.
Краску нужно наносить тонким слоем (заметим, что за один раз все помещение окрасить, скорее всего, не удастся). После высыхания первого слоя наносят следующий. Полное закрашивание стены осуществляется в 2 — 3 приема. Имейте в виду, что нанесенная в несколько этапов краска будет держаться гораздо лучше, чем нанесенная в один прием.
Хотя окрашивание можно выполнить как за один прием, так и за два. В первом случае краску наносят на поверхность стены и тщательно растушевывают в каком-то одном выбранном направлении. При этом краска наносится относительно толстым слоем, а затем его растушевывают до более тонкого. Если же работа выполняется за два подхода, то состав первоначально наносится в одном направлении, а затем по свежей краске раскатывается в другом. В таком случае все полосы, которые неизбежно остаются на поверхности после инструмента, перекрещиваются, поверхность получается более ровной, без незакрашенных участков.
Окрашивание в два приема лучше всего проводить вдвоем. Один работник должен наносить краску горизонтально, а другой растушевывает ее вертикально. Если вы выполняете покраску в одиночку, то проводите работу захватками. К примеру, покройте часть стены (1,5 — 2 м шириной) краской, нанося штрихи в горизонтальном направлении. Затем растушуйте состав вертикальными движениями. Во время окрашивания внимательно следите, чтобы между захватками не оставалось заметных границ, а после растушевки на поверхности не образовывались грубые и резкие полосы.
Кроме того, окрашивание можно проводить один или два раза. Второй раз стены перекрашивают в том случае, когда на поверхности имеются пропуски или потеки или если состав оказался малоукрывистым (сквозь слой покрытия просвечивает основа). Если вы красите стену масляным составом, то повторить окрашивание возможно только после полного высыхания первого слоя. Если же были использованы клеевые или известковые краски, то для повторной окраски понадобится состав либо на тон светлее исходного, либо менее насыщенного цвета.
В невысоких помещениях (2,2 — 2,7 м) стены не стоит разделять по горизонтали на контрастные части. Это зрительно уменьшает высоту и без того низких потолков. Окраску необходимо проводить как можно ближе к потолку. Отступ может составить 5 — 7 см, не больше. Объясняется это тем, что широкие фризы, бордюры и карнизы делают помещение визуально ниже.
Чтобы ровнее окрасить стены, используйте валики. Перед началом работ с помощью кисти краской покрывают углы, поверхности рядом с оконными и дверными проемами и встроенной мебелью, вокруг выключателей и розеток. Ширина таких полос должна быть равна 7—10 см. Окрашивать эти места лучше с помощью заостренной круглой кисти. Для того чтобы не испачкать балки и потолок, двигайте кистью очень осторожно. Кроме того, можно заклеить прилегающее пространство клейкой лентой. С этой же целью иногда используется и шпатель. Его держат в левой руке и постепенно продвигают по мере окрашивания угла.
После этого можно приступать к работе с валиком. Мазки наносят крест-накрест и растирают. Не стоит набирать на валик большое количество краски. В противном случае устранить многочисленные потеки будет не так уж и просто.
Окрашивая оштукатуренные бетонные или кирпичные стены, необходимо растушевывать краску вертикальными движениями инструмента. Если ремонт делается в частном доме, срубленном из бревен, то состав наносится по направлению волокон древесины (вдоль бревна).
После окрашивания стен места, которые чаще всего пачкаются и повреждаются: углы, зоны вокруг розеток и выключателей, части, соприкасающиеся с мебелью, нужно защитить пластиковыми элементами. Прикрепить пластик можно с помощью жидких гвоздей.
Для того чтобы придать вашему жилищу оригинальный вид, используйте специальные красящие составы. Например, флоковое покрытие. Оно представляет собой поверхность из мелких эмалевых частиц, которые наносятся на стену с помощью специального устройства. Форма и цвет флоков могут быть различными: одно- и двухцветные, перламутровые, металлик, радужные, в виде соломки, чешуек или звездочек.
Наносят флоковое покрытие на предварительно выровненную и загрунтованную клеевым составом стену. Осуществляется этот процесс в несколько этапов.
Сначала наносят клей. Для этого используют валики с ворсом средней длины. Такое нанесение обеспечивает максимально равномерное распределение состава по поверхности стены. Базовый слой высыхает довольно быстро даже при комнатной температуре. Поэтому флоки распыляют сразу после нанесения на стену. Осуществляют этот процесс медленными круговыми движениями, перемещаясь сверху вниз. Лучше всего проводить флокирование вдвоем: один человек покрывает стену клеем, а второй — акриловыми частичками. После того как все стены декорированы, их оставляют до полного высыхания (на 12-16ч).
Сверху высохший слой эмалевых частиц покрывают прозрачным лаком. Подобные поверхности износостойкие и не боятся влаги. Стены можно мыть теплой мыльной водой.
Флоковое покрытие хорошо подходит для оформления кухонь и ванных комнат. Оригинально будет смотреться и прихожая, стены которой переливаются перламутром. Кроме того, флоковое покрытие хорошо отражает свет, делая слабо освещенное помещение менее мрачным.
Упростить процесс нанесения флоков можно следующим образом. Стены помещения окрашивают в какой-либо цвет. Затем флоки смешивают со специальным лаком и наносят на поверхность при помощи малярной кисти или валика. Если у вас имеется специальный распылитель для краски, то лучше всего воспользоваться им.
Еще одним оригинальным решением в оформлении стен могут стать краски со спецэффектами.
Мозаичные составы обладают особой структурой, благодаря которой краски различных цветов не смешиваются между собой, а с помощью специальных валиков на поверхности стены можно создавать разнообразные узоры.
Мозаичные краски по своему составу являются взвесью микроскопических капелек пигмента, который по цвету отличается от базового раствора. Покрытие может быть как двух, так и нескольких цветов. Наносят краску с помощью краскопульта. Во время разбрызгивания капельки разбиваются о стену, в результате чего получаются цветные вкрапления различного размера. Обычно поверхности, декорированные мозаичными красками, имитируют гранит, пробку, мрамор, бархат и велюр.
Перед нанесением мозаичной краски необходимо тщательно выровнять поверхность стены и загрунтовать ее составом, близким по цвету базовому раствору покрытия.
Декорированные таким образом поверхности достаточно устойчивы к истиранию и мытью (кроме матовых — их лучше использовать в спальнях и гостиных), поэтому мозаичные краски применяют для украшения стен ванных комнат, кухонь и туалетов.
Кроме мозаичных красок, содержащих в своем составе мельчайшие капли пигмента, существуют и составы с микроскопическими твердыми вкраплениями. Они имеют различные оттенки одного и того же тона, а по своей фактуре чаще всего имитируют велюр. Кроме того, беспорядочное расположение частиц покрытия на стенах создает множество оригинальных оптических эффектов: иллюзию мягкого сияния, постоянно меняющейся дымки, неяркого мерцания. При покупке таких составов следует учитывать, что эффект, производимый полностью окрашенными стенами, может кардинально отличаться от того, который представлен на небольшом стенде в магазине. Это объясняется различиями в площади декорируемых поверхностей.
Современная лакокрасочная промышленность производит и краски, содержащие частицы перламутра (их называют иногда «хамелеонами»). Такой состав полупрозрачен, а цвет поверхности зависит от того, под каким углом вы будете на нее смотреть. Покрытие можно наносить практически на любую поверхность, но не стоит окрашивать «хамелеонами» все стены целиком: это будет выглядеть безвкусно и претенциозно. Перламутровой краской лучше всего подчеркивать отдельные фрагменты интерьера: карнизы, части пилонов, фризы.
Существуют и специальные краски, содержащие особые добавки, замедляющие высыхание. С помощью таких составов можно создавать на поверхности стен различные узоры. Делается это соответствующими фигурными шпателями и валиками. Сначала стену покрывают слоем базовой краски и дожидаются ее полного высыхания. Затем на эту основу наносят специальную краску и приступают к созданию различных узоров. Для этого по ней проходят валиком с намотанным на него материалом: обрезками бархата, замши, велюра. Таким образом удаляется верхний слой краски. Вместо валика можно прижимать к окрашенной поверхности скомканную бумагу или полиэтиленовую пленку. Для создания эффекта дерева вам также понадобится фигурный шпатель. Имейте в виду, что работа будет более кропотливой и требующей некоторого навыка. Если вы решили использовать именно этот вид краски, то специалисты советуют наносить ее на небольшие площади (0,8—1 м2). После того как этот участок будет вами обработан, наносите краску на соседний. При этом необходимо быть очень внимательным, так как между окрашиваемыми частями могут слишком сильно обозначиться границы.
Еще одним вариантом покрытия, близким к красочным составам, являются жидкие обои. Они представляют собой легко разводимую водой смесь из хлопковых волокон, распушенной целлюлозы и клеевых компонентов. При желании в состав можно добавить и цветные волокна, которые продаются отдельно. Это придаст покрытию большую декоративность. Наносить жидкие обои можно кистью, шпателем или валиком. После высыхания образуется красивая и теплая на ощупь поверхность. Единственный недостаток материала — водобоязнь. Устранить его можно, покрыв стену после высыхания состава бесцветным лаком.
Если какой-либо участок покрытия оказался поврежденным, то его легко заменить на новый. Для этого отмеченную площадь обоев промачивают теплой водой и острым ножом вырезают поврежденный участок. Затем, после высыхания стены, наносится новое покрытие.
Особой подготовки поверхности для нанесения на нее жидких обоев не требуется. Достаточно прогрунтовать стену алкидной или масляной краской. Жидкие обои хорошо маскируют мелкие недостатки поверхности.
Еще одним оригинальным способом декорирования стен может стать окраска под старину. В результате отделочных работ получается потертая и шершавая поверхность. Из-за своего состава и способа нанесения такая краска становится светлее в местах наибольшего истирания. Окрашивают поверхность с помощью длинноворсовой кисти, нанося состав круговыми движениями. Эффект потертости проявляется в местах наибольшего нажима кистью. После нанесения краски поверхность затирают тканью, щеткой или губкой. Когда стена просохнет, ее покрывают слоем воска. Это делает поверхность более гладкой и блестящей. Основными достоинствами краски являются ее износостойкость, пожаробезопасность и экологичность.
Возможно, вы считаете, что однотонные стены — это скучно. Тогда можно разнообразить их нанесением на поверхность какого-либо рисунка. При наличии у вас таланта художника самостоятельное расписывание стен не вызовет особых затруднений, но если такого дара вы не имеете — не стоит отчаиваться. Узор можно нанести при помощи рисунчатых валиков и штампов. Орнамент на таких инструментах обычно имеет вид геометрических фигур или цветов, также могут быть использованы растительные (стебли, листья) и анималистические (очень популярны бабочки, стрекозы) мотивы.
Обычно штампы и валики изготавливают из резины или формопласта, иногда их обтягивают мягкой кожей. Можно приобрести уже готовые или вырезать их самостоятельно из тонкой резины. В последнем случае узоры для штампов наклеивают на резиновые полоски, которые крепят к деревянной дощечке. Можно использовать и терку для штукатурки, но необходимо помнить, что поверхность должна быть идеально ровной. Иначе поверхность штампа не будет полностью соприкасаться со стеной и узор не прорисуется. Штамп обмакивают в краску и прижимают к стене. В результате на поверхности остается четкий рисунок.
Валики для фигурной набивки ускоряют процесс нанесения узоров. Ширина инструмента зависит от его назначения. С помощью широких валиков (12—15 см) окрашивают основную часть стены. Поверхность у оконных и дверных проемов и рядом со встроенной мебелью удобнее декорировать маленькими валиками (7 — 12 см). Инструмент длиной 3 — 7 см применяется для окрашивания углов и стен возле плинтусов.
Обычно валики бывают двух видов: с резервуаром и без него. Во втором случае инструмент представляет собой два валика — гладкий и с рисунком, которые закреплены в специальном станке. Резиновые или поролоновые валики легко вращаются вокруг своей оси. Гладкий валик обмакивают в краску, крепят к станку и проводят инструментом по стене, прижимая его с одной и той же силой. Двигаться надо сверху вниз. На поверхности стены остается четкий узор.
Инструмент с резервуаром удобнее в работе. В емкость заливают краску, которая через подающий валик попадает на рисунчатый. Регулируя силу нажима и количество подаваемой краски, получают одинаковый по насыщенности цвета рисунок.
Перед накаткой рисунка следует отметить линию, с которой и начинают работу. Новые полосы необходимо наносить от одной и той же точки. Чтобы облегчить эту задачу, на валик наносят риску, которая не отпечатывается при набивке рисунка, но служит хорошим ориентиром.
Двухцветную окраску можно осуществить с помощью тряпичного валика. Поверхность становится похожей на морозные узоры на стекле. Чтобы добиться такого необычного эффекта, сначала окрасьте основную площадь стены в один цвет. Лучше выбирать полуматовые краски. Стена должна высохнуть до конца. Затем обмотайте обыкновенный валик чистой скомканной тканью. Специалисты рекомендуют использовать хлопчатобумажную или льняную материю. Следите, чтобы не было осыпающихся нитей. Ткань необходимо менять до того, как она пропитается краской.
На стену нанесите разбавленную краску любого другого цвета (лучше всего контрастного) и прокатите по ней валиком, снимая часть невысохшей краски. Имейте в виду, что при накатке нельзя прерывать движения. Почаще меняйте направление, чтобы на стене не осталось заметных полос. Небольшие площади декорируют, слегка прикасаясь тканью к поверхности стены.
Дизайнеры советуют перед началом работ попрактиковаться на куске картона. Это поможет не только приобрести определенный навык, но и понять, подходят ли выбранные вами оттенки для такой техники окрашивания стен.
С помощью ткани можно наносить и узоры, аналогичные ее фактуре. Для этого берут трикотаж или рогожу. Материю смачивают краской, как следует отжимают и двумя руками наносят по стене несильные торцующие удары. Ткань можно удерживать как в одном положении (тогда узор выйдет одинаковым), так и в разных (рисунок будет меняться).
Того же эффекта можно добиться и методом накатки. Для этого из рифленой ткани шьют валик любого диаметра длиной не более 25 см. Его смачивают краской, отжимают и придавливают к стенной поверхности. Катают валик по стене в любом направлении.
Узоры, наносимые с помощью ткани, могут быть как одноцветными, так и различных оттенков. Каждый последующий слой необходимо накладывать только после полного высыхания предыдущего.
Кроме эффекта морозного узора и фактуры ткани можно попробовать создать поверхность, окрашенную под мрамор. Техника такого рисунка самая сложная из всех, поэтому лучше всего приступать к работе после предварительной подготовки. Тренироваться можно на листе фанеры или картона. Приемы нанесения рисунка при правильном выполнении всех рекомендаций поможет сделать ваши стены практически неотличимыми от мраморных. Лучше всего использовать масляную глазурь, которую наносят на полуматовый фон, создаваемый основной краской. Цвет глазури станет основным цветом вашего мрамора, поэтому необходимо с большим вниманием отнестись к выбору тона и его сочетаемости с фоном.
Глазурь наносят тонким слоем с помощью кисти или ткани (нужно следить за тем, чтобы ее волокна не осыпались). Затем с помощью фактуровочной кисти влажную краску растушевывают. После этого в глазурь добавляют еще краски, делая ее гуще. На поверхность стены наносят пятна различного размера и интенсивности цвета. Затем все опять растушевывается фактуровочной кистью.
Тонкой художественной кистью по еще влажной глазури наносят белые прожилки разной ширины и длины. Чтобы эффект был более естественным, срисовывают расположение прожилок с куска настоящего мрамора. Контуры белых линий смягчают с помощью мягкой сухой широкой кисти (ее нужно постоянно очищать, чтобы на поверхности не образовывалось грязных пятен).
Затем необходимо смешать немного глазури с черной краской. Тонкой художественной кистью выделите части отдельных прожилок и создайте новые, но уже темные. Теперь все снова нужно растушевать широкой сухой кистью.
Последним штрихом в создании мраморной поверхности становится покрытие лаком. Для того чтобы эффект был наиболее рельефным, воспользуйтесь матовым составом.
Оформить стену можно и с помощью малярной глазури. За счет своей прозрачности она позволяет видеть слой, лежащий под верхним покрытием. Подобный эффект придает комнате элегантность и особый шик.
Если вы хотите создать более тонкий и прозрачный слой, то воспользуйтесь глазурью на основе водоэмульсионной краски. Ее разбавляют водой для достижения нужной степени прозрачности. Водно-эмульсионные глазури очень быстро сохнут. Но есть у них и один недостаток — на такой основе не получится осуществить окраску под мрамор.
Масляные глазури изготавливают на основе лессировки. Ее разбавляют двумя частями уайт-спирита и одной частью льняного масла. Пропорции можно подбирать в зависимости от того, какого эффекта вы хотите добиться. Если взять больше лессировки, то цветовой эффект усилится, но сохнуть такая поверхность будет значительно дольше.
Сначала стену окрашивают в основной цвет и высушивают. Затем берут глазурь (для достижения наилучшего эффекта приготавливается контрастный по цвету состав) и наносят ее на стену с помощью чистой ткани.
Перед проведением работ подбирайте цвета и оттенки на белой фанере: нанесенные один на другой цвета могут дать совсем не тот эффект, на который вы рассчитывали.
Интересных эффектов можно добиться, обработав стены с помощью натуральной морской губки. Приобрести ее можно практически в любом магазине, специализирующемся на продаже аксессуаров для бани и сауны. Такой губкой можно покрыть однотонную стену несколькими слоями краски разных цветов. Используя этот прием, вы можете добиться глубины и сложности в палитре поверхности.
Перед началом окрашивания губку опускают в воду и дожидаются, пока она максимально набухнет. После этого ее отжимают и приступают к окрашиванию стен. Губку погружают в краску, а затем прикладывают к поверхности, оставляя пятна различной формы. Первые несколько нажимов лучше произвести на листе фанеры: это удалит лишнюю краску, которая может оставить на стене некрасивые потеки и разводы, и станет для вас определенной тренировкой.
Таким образом наносят отличную от основного цвета краску. Затем, после ее полного высыхания, можно добавить пятна другого оттенка того же тона. Это придаст узору глубину и подчеркнет контраст с основным тоном. После окончания работ и полного высыхания поверхности можно покрыть стену глянцевым или матовым лаком.
Можно осуществить и отделку набрызгом. Краска наносится на стену, покрытую основным тоном, который обязательно должен высохнуть до конца. Осуществить набрызг можно либо вручную, либо с помощью специального приспособления. Для создания набрызга первым способом вам понадобятся большая маховая кисть и палка. Кисть окунают в краску, отжимают излишек. Затем, держа ее в правой, а палку в левой руке, на необходимом расстоянии от стены резко ударяют кистью по палке. В результате краска, слетающая с кисти, оставляет на поверхности мелкие точки-брызги. Их величина и густота зависят от расстояния до кисти, силы удара и количества краски.
Более красивую отделку можно получить с помощью различных сеток. Набрызг краски производится так же, как и раньше, но к поверхности стены перед этим крепят сетку. Комбинируя сетки с разной величиной ячеек и прижимая их к стене в разных направлениях, можно добиться интересных эффектов. А если осуществлять набрызг красками разных цветов, то поверхность будет выглядеть еще более оригинальной.
Можно осуществить покраску по специально нанесенной штукатурке. Для этого во время проведения подготовительных работ по еще не высохшей штукатурке наносят удары кистью или сеткой, накатывают узор рисунчатым валиком, в результате чего образуется либо ноздреватая поверхность, либо фигурный рельеф. После этого дожидаются полного высыхания штукатурки и наносят слой фоновой краски. Затем дают ей высохнуть.
Перед нанесением лессировочного состава поверхность стены покрывают слоем 5 %-ного раствора клея (казеинового, растительного или животного). Это необходимо для того, чтобы масляная краска не оставляла на стене некрасивых пятен.
Пока клей подсыхает, готовят лессировочный состав. Для этого густотертые краски разводят смесью из олифы, скипидара (бензина-растворителя) и сиккатива. Вещества берут в пропорции 1:2:0,1. Чтобы состав получился матовым, в скипидаре (бензине-растворителе) предварительно разводят мел (его объем должен составлять 15 — 20 % от готовой лессировки). Для получения глянцевого покрытия декорированную стену лакируют.
Лессировку наносят широкой кистью на участок стены. Слой состава должен быть тонким. Сразу после окрашивания стену протирают сухой тканью. С выпуклых частей стены краска стирается, но в углублениях остается. Таким образом получаются тени, которые подчеркивают рельеф штукатурки.
Если стены вашего дома деревянные, то можно не окрашивать их, а покрыть защитным лаком или воском. Это подчеркнет красоту древесины и предохранит ее от механических повреждений, влажности и древоточцев. Лаки и воск образуют прозрачную пленку, которая изменяет преломление световых лучей, делая древесную текстуру более яркой и четкой. Но следует учесть, что покрывать такими составами можно только абсолютно гладкие поверхности, не имеющие изъянов. При плохой подготовке поверхности все выбоины станут заметней после нанесения лака или воска. Поэтому поверхность древесины необходимо как следует отшлифовать мелкозернистой шкуркой. Затем нужно снять самый верхний слой древесины. Для этого поверхность промачивают водой и после просушивания проходят по стенам шкуркой того же размера, что и при шлифовке. Если вы обрабатываете лаком древесину мягких пород, то снимать верхний слой необходимо не менее двух раз.
Чтобы сделать естественную окраску дерева интенсивнее или создать имитацию древесины более ценных пород, перед лакированием или вощением обработайте поверхность раствором органических красителей или солей металлов. Протравление осуществляют тремя способами: проявляемым, протравляемым и поверхностным. В зависимости от выбранного способа используется сульфат натрия, хром или марганцовокислый калий соответственно. После завершения окрашивания необходимо высушить поверхность. Только после этого приступают к лакированию или вощению.
Лаки наносят кистью или краскопультом. Это зависит от вязкости лака, которую регулируют с помощью скипидара. Первый слой лака необходимо зашлифовать тонкой шкуркой. Только после этого можно наносить второй. После его высыхания древесину покрывают лаком последний раз. Обычно поверхности, покрытые лаком, получаются глянцевыми.
Для получения матового покрытия используют воск или мастику. Работы по их нанесению выполняют только полностью остывшими растворами. Наносят составы кистью с короткой и жесткой щетиной. Необходимо следить за тем, чтобы слой был равномерным, а растворы наносились без пропусков. Восковое покрытие выдерживают при температуре 18 — 20 °С в течение суток, а затем полируют суконкой. В итоге получается ровная, слегка блестящая поверхность. Для вощения применяют раствор из натурального пчелиного воска (60 %) и скипидара (40 %), а для мастикования — из натурального пчелиного воска (30 %), стеарина (10 %), хозяйственного мыла (10 %), скипидара (40 %) и канифоли (10 %).
Если при окрашивании стен вы хотите сделать карнизы, то можно либо приобрести фигурный (лепнина, дерево), либо окрасить полосу той же краской, что и потолок. Линия соединения стен и карниза должна быть четкой и ровной. Для помещений средней высоты (2,7 — 3 м) делают бордюр шириной 5 — 10 см, в квартирах с высотой потолков более 3 м — шириной 12—17 см.
Технология создания бордюра следующая. Сначала покрывают краской потолок и неширокую полоску, идущую по верху стены (5—15 см). Затем по отмеченной заранее черте проводят верхнюю границу бордюра. Желательно подобрать для этого краску, контрастную цвету стены. После этого окрашивают пространство, отведенное под бордюр. Основную часть стены красят после подсыхания бордюра (чтобы замаскировать потеки и не допустить при этом смешения красок). Последним штрихом в оформлении бордюра становится вытягивание филенки по его нижнему краю (ширина линии — 1 см).
Если позволяет высота стен (более 3 м), то стену можно оформить не только бордюром, но и фризом. Его ширина может составлять от 20 до 50 см. При проведении работ сначала окрашивают потолок и карниз (лучше всего в один цвет). Ниже карниза проводят границу фриза и окрашивают его другим колером. Низ этой детали отделывают филенкой.
Если вы хотите разнообразить интерьер прихожей или коридора, то можете оформить стены с помощью панелей. Высота их обычно равна 1,5 м. Современными декораторами окраска панелей и расположенной над ней части стены (гобелена) выполняется не только в разном цвете, но и с использованием различных техник (например, нижняя часть поверхности — под мрамор, а верхняя — набрызг или тканевая фактура). При этом необходимо подбирать сочетающиеся цвета. Границу между панелями и гобеленом подчеркивают филенкой. Ее можно сделать одноцветной или выполнить с помощью трафарета.
Сначала необходимо отметить высоту расположения панели. Ее отмеряют от пола. Далее с помощью окрашенного шнура (охрой, древесным углем — для темных панелей, пеплом от бумаги — для светлых) отбивают горизонтальную границу панели. Затем производится окрашивание гобеленов и панелей. Лучше всего начинать работы с верхней части стены, так как в противном случае потеки краски могут испачкать панель. После высыхания стены отделяют верхнюю часть от нижней филенкой.
Самый простой вариант филенки — линия, нарисованная краской, сочетающейся по цвету с гобеленами и фризом. Назначение этого элемента декора — объединение в целое различных тонов участков стены. Филенки вытягивают по границе гобелена и панели. Если для окрашивания стены были использованы разные составы (например, для нижней части — масляный, а для верхней — клеевой), то декоративная линия поможет скрыть пятна и разводы, образовавшиеся в местах соприкосновения красок. Филенки ярких цветов делают относительно узкими (6—10 мм). Если же используются малонасыщенные тона, то толщина линии может составлять 50 — 70 мм. Перед вытягиванием филенки ее контур отбивают на поверхности стены с помощью окрашенного шнура.
При создании филенки применяются обычно три способа: по линейке, по трафарету и с помощью специального прибора.
В первом случае используют специальную филенчатую кисть. Для работы вам понадобится линейка длиной 1 м (ее края необходимо натереть хозяйственным мылом), банка для краски, которую можно для удобства работы подвесить на шею, и филенчатая кисть. Линейку приложите к стене и, держа кисть за конец ручки, проведите линию. Кисть должна находиться по отношению к стене под утлом в 45°, а ее металлическая оправа — скользить по линейке.
Для большей декоративности можно вытянуть двойную и даже тройную филенку. Для этого ниже первой линии отбивают окрашенным шнуром вторую и проводят по ней еще одну филенку. Можно нанести линии различной толщины или отличающиеся по оттенку. Филенки можно градуировать: от более темной к более светлой, или наоборот.
Чтобы филенка на всем своем протяжении оставалась одной толщины, сначала необходимо определить, какая сторона кисти дает наилучшую линию, и отметить эту часть риской.
Краска для филенок должна быть довольно жидкой и легко стекать с кисти.
Если вы хотите оформить стену не линейной филенкой, а узорной, то это делается при помощи трафарета. Мотивы, наносимые на стену, можно использовать и для декорирования мебели. Тогда помещение будет иметь стилистическую завершенность.
Трафаретные листы можно приобрести в магазине (отделочных материалов, художественном) или сделать самостоятельно. Если вы выбрали второй вариант, то вам потребуются специальная вощеная бумага, калька, скальпель (острый нож), булавка и карандаш. Выбранный узор увеличьте на ксероксе или с помощью кальки-миллиметровки. Через кальку переведите рисунок на вощеную бумагу. Рисунок необходимо вырезать аккуратно, сохраняя переходы-мостики между отдельными участками. Если вы хотите иметь разноцветный узор, то для каждого тона необходим свой трафарет. В том случае если по неосторожности вы нечаянно порвете бумагу, разрыв можно заклеить скотчем.
Существуют трафареты двух типов: прямые и обратные. Это зависит от способа отображения рисунка. Прямые трафареты используют для создания узоpa, отличающегося по цвету от фона. При использовании обратного шаблона рисунок создается за счет оттенка базовой краски.
Узор наносится на стену следующим образом. Прозрачным скотчем трафарет крепят к стене, затем трафаретной кистью или обыкновенной губкой наносят краску. Движения должны быть тычковыми. Закрашивать рисунок нельзя, так как это приведет к попаданию краски под шаблон. Время от времени листы с рисунками протирают с обратной стороны, устраняя потеки. После того как весь узор будет нанесен, лист снимают и передвигают на соседний участок для продолжения набивки рисунка. Чтобы не перепутать направление движения трафарета, по его краю вырезают стрелки-треугольники, показывающие, куда перемещать трафарет.
При набивке многоцветного рисунка необходимо использовать несколько кистей: каждая для определенного цвета. Наносят рисунок только после того, как высохнет предыдущий. Если вы осуществляете набивку одной кистью, то при смене красок необходимо ее тщательно промывать. После окончания работ под «мостиками» обычно остаются незакрашенные участки. Их заполняют с помощью тонких кистей.
Декорировать все стены за один день невозможно. Поэтому после каждого дня работ трафареты необходимо тщательно вытирать и высушивать. Если вы предполагаете их использование и в будущем, то, перед тем как сложить шаблоны для хранения, удалите с их поверхности краску и как следует просушите. Затем сложите листы стопкой друг на друга и придавите грузом. Сложенные таким образом трафареты не покоробятся во время хранения.
С помощью специальных шаблонов можно создать на стене оригинальное панно. В последнее время для этой цели используется самоклеящаяся пленка. Заказать ее изготовление можно в фирме, занимающейся проведением отделочных работ. На поверхность такой пленки наносят рисунок, который прорезают на особом аппарате. Затем получившийся трафарет наклеивают на стену. Края пленки, прилегающие к прорезанным контурам, тщательно прижимают. С поверхности снимают защитную пленку и заполняют рисунок какой-либо краской. После ее высыхания пленку аккуратно отклеивают. В результате получается красивое панно с четкими контурами.
На окрашенную поверхность можно нанести и слой песка или цветной каменной крошки. Для этого стену покрывают слоем краски (лучше всего масляной) и, не дожидаясь ее высыхания, из пескоструйного аппарата низкого давления наносят песок. Если вы хотите декорировать стены каменной крошкой, то для этого поверхность, покрытую краской, необходимо высушить. Затем на нее наносят слой клеящего состава из поливинилацетатной краски, смешанной с маршалитом и белым портландцементом (в пропорции 2:1:1). Затем с помощью пневматического крошкомета на непросохшую поверхность наносят мелкодробленый камень (гранит, мрамор, малахит).
Одним из элементов декора стен является художественная роспись. Роспись стен — завершающий штрих в создании стиля помещения. С этой целью специально разрабатывают оригинальный мотив, чтобы создать неповторимое полотно. Также может быть использована и копия какой-либо знаменитой картины: от классики до авангарда. Заказывают такой рисунок у профессионального художника или выполняют самостоятельно, если есть необходимые навыки и талант.
Существует несколько видов настенной росписи. Так, роспись по сырой штукатурке — фреска (фреской называют любое настенное живописное полотно) — один из наиболее сложных. Панно выполняется красками на водной основе. После высыхания на поверхности стены образуется защитная пленка, которая предохраняет полотно от повреждений и делает фреску очень долговечной.
Добавим, что искусство росписи по сырой штукатурке очень древнее. Первые фрески насчитывают около двух тысяч лет. Расцвета это искусство достигло в эпоху Возрождения (конечно, многим известны фрески Микеланджело и Рафаэля).
В настоящее время фрески в чистом виде встречаются редко. При росписи стен художники обычно используют техники: а секко (по сухой штукатурке), темперы (краски на основе воды и яичного желтка), живописи масляными и акриловыми красками. Чтобы уточнить способ ее выполнения, используются различные термины, например «чистая фреска» (без применения темперы).
Расширить пространство комнаты можно с помощью настенной картины, изображающей окно или дверь, выходящую на улицу. При этом пейзаж в таком ложном окне может быть любым: вид города с высоты, сад, берег моря, лес, улица. Все зависит только от вашего желания и финансовых возможностей.
Подобная архитектурная роспись поможет подчеркнуть интерьер, скрыть какие-либо детали. Рисунок выполняют как на стене, так и на отдельном холсте, которые затем прикрепляют к декорируемой поверхности. Крепление осуществляется таким образом, что граница перехода между полотном и стеной полностью стирается и создается иллюзия непосредственной настенной росписи.
Для каждой комнаты можно подобрать свой рисунок. Так, в небольшой кухне будет отлично смотреться окно-обманка с «выходом в сад». Для ванн подойдут морские пейзажи. В гостиной, оформленной во французском стиле, будет оригинально смотреться «балконная дверь» с видом на парижские улицы. Стены детской можно украсить изображениями любимых мультипликационных героев. (Советуем при декорировании детской комнаты обязательно спросить у ребенка, чего бы ему хотелось. В противном случае рисунок не будет приносить радость и даже может вызвать стресс.)
Еще один вариант цветной отделки помещения — поталь. Ее используют для декорирования части стены, колонн, пилонов, фризов. Поталь — это тонкие листы металлического сплава (обычно меди с цинком или золота с медью и алюминием). Наносят материал на промазанную клеем основу и приглаживают кистью с мягким ворсом. Таким образом создается эффект золоченой поверхности.
Из-за особенностей своего химического состава поталь постепенно окисляется. Чтобы предотвратить этот процесс, материал покрывают слоем защитного лака. Следует заметить, что цвет покрытия напрямую зависит от процентного соотношения металлов, входящих в его состав. Поталь гораздо дешевле сусального золота и обладает большей пластичностью, но у нее есть и существенный недостаток — цветовая гамма материала намного бледнее, чем у золота.
Порядок проведения работ
После того как вы выбрали цвет и тип краски, выровняли стены, определились с их дизайном, можно приступать к непосредственной отделке помещения.
Вы решили выполнить помещение в одном цвете, значит, окрашивание нужно начинать с декорирования потолков и стен. Затем необходимо прокрасить оконные переплеты, дверные коробки, откосы, наличники и батареи. Лучше всего для этого использовать масляные краски и эмали. Батареи желательно окрасить в тот же цвет, что и стены. Если вы хотите сделать их контрастными, то, чтобы не запачкать стены, за батарею поместите лист картона или фанеры нужных размеров. Длина щитка не должна быть больше 25 см. Такие экраны используют не только при окрашивании батарей, но и при декорировании наличников и плинтусов. Две стороны листа срезают на фаску. Это предотвратит непрокрашивание части поверхности. При работе щиток приставляют к поверхности, а затем после окончания работ убирают. Защитный экран, который помещают за батарею, можно удалить только после полного высыхания краски.
Затем необходимо устранить потеки и брызги пятен с плинтусов. Сделать это можно с помощью растворителя, на основе которого сделана краска. Когда для окрашивания стен используют масляные составы, пятна удаляют тряпочкой, смоченной в олифе, и только после этого окрашивают плинтусы. Если предполагается красить и пол, то их можно будет покрыть тем же составом во время этих работ или после высыхания поверхности.
В случае окрашивания стен и потолков в разные цвета сначала декорируют потолки, после чего приступают к отделке стен. Затем окрашивают более мелкие детали: переплеты, наличники, двери, плинтусы.
Перед тем как оклеить стены обоями, обить панелями или обложить плиткой нужно покрасить потолок, батареи, наличники, двери, переплеты, плинтусы и полы. Только после полного высыхания краски можно приступать к отделке стен.
Статьи о строительстве и ремонте от А до Я: здесь вы найдете советы и опыт строителей-профессионалов, как самостоятельно сделать капитальную или косметическую реконструкцию квартиры или дома.