Тканевая драпировка используется в настоящее время для оформления помещений в стилях артнуво и артдеко. Материя помогает лучше выявить и подчеркнуть глубину пространства. Это можно осуществить с помощью игры света и тени в складках драпировок или сделать акцент на различие фактур. Сейчас в моде сочетания контрастных по фактуре тканей — матовых и блестящих. За счет этого свет по-разному отражается от стен, возникают интересные эффекты, знакомые комнаты преображаются. Задрапированные стены в отличие от оклеенных обоями рассеивают свет иначе. Лучи отражаются более хаотично, поэтому на поверхности не образуется бликов и ореолов (исключение составляют только ткани с люрексом). Восприятие стен становится независимым от интенсивности и угла падения света. Тяжелые ткани с еле заметными складками создадут ощущение таинственности, теплоты и несколько раздвинут пространство комнаты.
Натуральный текстиль не препятствует циркуляции воздуха и влаги, благодаря чему стены помещения «дышат». Это самое экологичное покрытие из всех возможных. Прикосновение к ворсу ткани приятно. Оно создает ощущение уюта и тепла. Обитые тканью стены помогают расслабиться. Шумоизоляция устраняет лишние звуки. Внешний вид ткани намного более декоративный, чем у всех видов обоев и рельефных штукатурок. В результате всего этого ваша квартира станет заметно комфортней и красивей. Можно приобрести материю, пропитанную антисептиками. Тогда в ней не заведется плесень или какие-либо насекомые.
Дамасские ткани придадут интерьеру роскошь. Декорированные бархатом стены сделают помещение более уютным, а тюль поможет создать обстановку, полную гламура. Если же вы хотите придать комнате романтический вид, задрапируйте потолок в виде шатра или паруса. Но кроме своей декоративной функции тканевая драпировка выполняет и утилитарную: под материей можно с легкостью скрыть различные коммуникации. С помощью тканей можно подчеркнуть наиболее значимые части комнаты или осуществить ее зонирование. Современные стили требуют от драпировки креатива, классические же ориентированы на многовековые традиции использования тканей для украшения жилища.
Для отделки стен ткань начали использовать еще в античные времена. В Вавилоне и Ассирии использовали ковры, в Древнем Риме — шелк, в средневековой Европе — гобелены. В богатых домах XVIII—XIX веков с этой целью использовались дорогие материалы: шелк, бархат, парча. В более бедных жилищах в основном обивали стены ситцем. С изобретением обоев ткани отошли на второй план, но ни один материал не придаст стенам большей красоты, чем ткань.
В настоящее время существует ряд синтетических покрытий на текстильной основе. Их изготавливают на бумажной или флизелиновой базе, а сверху покрывают грязе- и водоотталкивающими составами. Ткань — экологически чистый материал, который позволяет стенам «дышать». Кроме того, материю обрабатывают антистатиками, благодаря чему она не притягивает пыль.
Чаще всего для обивки стен используют жаккардовое полотно. Рисунок на ворсовой ткани создается с помощью различий в длине ворсинок. Такое покрытие приятно на ощупь, обладает хорошей тепло- и звукоизоляцией. Жаккард выпускают в рулонах шириной 2,8, 2,9 и 3,1 м и длиной до 50 м. Особенностью декорирования является то, что ткань натягивают не разрезая, получая таким образом монолитное покрытие с одним-единственным швом. После того как ткань будет установлена, вырезают отверстия под дверные и оконные проемы. Жаккардовое покрытие выпускается без синтепоновой или поролоновой подкладки, которая начинает быстро крошиться и отслаиваться от натуральной материи. Одношовная конструкция исключает возникновение различий в цвете между отдельными участками стены (как это нередко бывает с обоями из разных серий). Кроме того, тканевое покрытие при правильном креплении никогда не отслоится, сохраняя первоначальный вид в течение всех лет службы. При окрашивании материи используют специальные пигменты, которые не выгорают на солнце. Специальная пропитка защитит покрытие от набухания при повышенной влажности. После окончания обивочных работ шов заклеивают полоской ткани. Наклеивать ткань можно только на специальный клей, который продается вместе с покрытием. Но лучше не пытаться наклеить одношовное покрытие самостоятельно, целесобразнее прибегнуть к помощи профессионалов.
Следует помнить, что при креплении ткани одношовным способом необходимо следить, чтобы угол, с которого начинают драпировку, был равен строго 90°. В противном случае концы рулона не сойдутся в одной плоскости.
Но чаще всего тканевое покрытие бывает двухслойным: с обратной стороны материи находится подложка из вспененного материала. Ее толщина невелика, всего — 2,5 — 3,5 мм. Но благодаря этому слою покрытие получает высокую степень тепло- и звукоизоляции. Если покрытие делают на пористой основе, то между тканью и базой прокладывают слой из синтетической пленки, предохраняющий материю от клея, который может выступить из подложки, а основу — от влаги. Крепят такую ткань либо отдельными полотнами, либо бесшовным способом, все зависит от того, как вам удобнее осуществлять работу. Длина одного рулона может доходить до 100 м, но для обивки обыкновенной комнаты вполне достаточно 25 — 30-метрового рулона.
Тканевые покрытия для стен могут быть как однородными (натуральные, искусственные), так и смешанными (в натуральные ткани добавлены искусственные волокна). Из природных волокон чаще всего используют шелк, сезаль, хлопок, лен и джут. Особенность такого материала — наличие узелков. Это является следствием того, что натуральные волокна довольно короткие (обычно 5—10 см, длина же синтетических нитей может достигать 8—10 км), при их соединении и получаются утолщения. Узелки — одна из примет натуральных тканей. Выбирая натуральную ткань, необходимо помнить, что растягивается она намного хуже, чем синтетическая, и получить идеально ровную поверхность с помощью такого покрытия невозможно.
Искусственные (вискоза, ацетат) и синтетические (полиакрил, полиэстер, полиамид) плохо пропускают воздух. Поэтому такие волокна гофрируют, а затем скручивают в нити.
Многие производители синтетических и смешанных волокон для имитации натурального полотна нарезают нити короче. Таким образом, на ткани появляются узелки, как и на натуральных материях. Стоимость натурального полотна гораздо выше, поэтому выбор их невелик. Чисто синтетические ткани тоже применяют нечасто. В подавляющем же большинстве ткани для обивки стен выпускают смешанные и обработанные специальными составами.
На поверхность тканевого покрытия обычно наносят специальный слой, предохраняющий от загрязнения. Такие материалы не притягивают пыль и не выгорают на солнце. Кроме того, многие ткани покрывают составами, отталкивающими влагу. С такой материи вода просто скатывается, не оставляя следов и не впитываясь. Чтобы удалить пыль, стены пылесосят (не реже одного раза в год), а раз в два года тканевое покрытие чистят органическим растворителем. Если на ткани все же образовалось грязное пятно, его устраняют с помощью смеси бензина и мела. Для этого смесь наносят на пятно, а затем через 30 — 40 минут удаляют и протирают ткань насухо (мягкой тряпкой или щеткой). Если же материю можно смачивать водой, то для удаления загрязнений используют обыкновенные пятновыводители. Во время генеральной уборки обивку аккуратно снимают, пронумеровывают каждое полотнище (если обивка производилась не бесшовным методом), стирают, проглаживают и снова крепят на стены.
При наклеивании ткани промазывают клеем не материю, а стену. На ее поверхность наносят слой специального состава, затем полотно плотно прижимают к стене и разглаживают руками. При наклеивании ткани состав наносят полосами шириной 15 — 20 см. Клеем промазывают стены по периметру комнаты, вокруг дверных и оконных проемов и розеток. Затем ткань прижимают к этим местам. Для того чтобы материя натянулась, желательно сделать стену немного вогнутой. Чтобы ткань не осела после высыхания, ее фиксируют по линии плинтуса и карниза с помощью деревянных планок. Гвозди вбивают с интервалом в 7 — 10 см. Чтобы усадка была минимальной, ткань перед натягиванием мочат водой, высушивают и как следует проглаживают. Во время наклеивания каждый участок ткани необходимо как следует разглаживать. В итоге должна получиться идеально ровная поверхность.
Ткань можно не приклеивать, а просто прибить к стене. В этом случае материя крепится по углам с помощью толевых гвоздей, а посередине стен — гвоздями с декоративными шляпками. Нижний край ткани закрепляют с помощью плинтуса, а верхний — деревянной планкой, которую после окончания работ маскируют декоративным карнизом. Такой способ крепления подходит для любой материи, а испортить ее практически невозможно.
Обивку стен начинают с подготовительных работ. Сначала замеряют ширину ткани между кромками, затем — точную высоту стен от пола или плинтуса до линии потолка и подоконников, от потолка до дверной притолоки.
Количество ткани, которое потребуется вам для обивки комнаты, можно рассчитать следующим образом. Высота полотнища равна высоте стен плюс 6 см (для захода под верхнюю и нижнюю планки), ширина — ширина полотнища минус 3 см (на боковые швы). Рассмотрим на примере, как осуществляется подобный расчет. Возьмем наиболее встречающуюся высоту потолков: 2,2, 2,5 и 2,7 м. Длина стены — 4 м. Обычно ткань выпускают в рулонах шириной 1,5 м, полезная величина составит 1,47 м. Для первого случая высота полотнища должна составить 2,26 м, для второго — 2,56 м, для третьего — 2,76 м. Таким образом, чтобы обить одну стену, понадобится 6,8, 7,7 и 8,3 м ткани. При этом останется небольшой обрезок, который может быть использован для обивки пространства над дверью на другой стене. Если же вы планируете обивать стены не однотонной, а узорчатой тканью, то специалисты рекомендуют приобрести ее на 10 — 15 % больше, сохранить однородность рисунка. Если же узор крупный, то на расход для его подгонки сделайте больший запас: 20 — 25 %. Вычислив по такой схеме необходимое количество ткани, можно отправляться в магазин.
Соединять нарезанные полотнища нужно следующим образом. Отрезы материи сметываются или скрепляются швейными булавками, а затем стачиваются на швейной машинке. Необходимо следить за тем, чтобы швы получались ровными, не сборили. Кромка ткани должна стать незаметной. После того как все полотнища сшиты, прогладьте их утюгом. Выбирайте ту температуру, которая подходит для выбранного вами типа материи (обычно на утюге есть специальная пометка, на ткани также может иметься соответствующий ярлычок). Особенно тщательно нужно прогладить швы. После такой подготовки приложите сшитые полотнища к стене и проверьте, правильно ли соблюдены все размеры.
После примерки можно приступать к обивке. Сначала материал закрепляют обивочными гвоздями по верхнему отрезу. Степень натяжения ткани отрегулируйте навскидку. Затем с помощью отвеса необходимо проверить, насколько правильно расположено полотнище, соблюдена ли вертикальность. Для этого инструмент прикладывают к шву между полотнищами. Далее посмотрите, насколько хорошо натянута ткань, и закрепите ее гвоздями по нижнему отрезу и по бокам.
В углах стен прибейте фасонные рейки, длина которых будет равна высоте стен. Рейки представляют собой сегмент в четверть круга и служат для обеспечения нужного натяжения ткани. Верхнюю и нижнюю планки, а также угловые рейки после окончания работ прикройте обрезками ткани или декоративными багетами. Прикрепить эти элементы можно с помощью специального клея.
В том случае, когда на обиваемой стене расположена розетка, можно поступить двумя способами. Если розетка или выключатель вмурованы в стену, то во время раскроя полотнищ вырежьте на нужном месте отверстие, точно соответствующее размерам розетки. В данном случае измерения необходимо проводить очень внимательно, так как в отличие от обоев оставшееся свободным пространство вокруг прибора замаскировать будет практически невозможно. Если же выключатель (или розетка) съемные, то необходимо его открутить и снять со стены. Сделать это можно только после того, как вы обесточите дом, отключив пробки. После этого наложите ткань на стену и отметьте мелом контуры будущего отверстия. Затем его надо аккуратно вырезать. Розетку или выключатель закрепляйте только после того, как закончите работы по обивке помещения.
Для того чтобы улучшить звуко- и теплоизоляцию, под ткань можно прибить подкладку из войлока. Крепится она точно так же, как и любая другая материя. Расстояние от потолка, пола, дверей, окон, розеток и выключателей до края войлочной подкладки должно составлять 1—2 см.
Существует и более сложная техника обивки комнат тканью. Если в предыдущем варианте крепление производилось под планки, то при таком способе материя набивается на планки. Это обеспечит правильную вентиляцию пространства между тканью и стеной и предохранит материю от излишней влаги.
Чтобы укрепить ткань данным способом, подберите сначала планки. Их ширина должна быть равна 5 — 7 см, толщина — 1 см. Крепят рейки к стене с помощью гвоздей или шурупов. Предварительно в бетонной или кирпичной стене необходимо просверлить отверстия под шурупы. Планки крепят горизонтально (у пола, потолка, дверных притолок и оконных проемов) и вертикально (по углам и с интервалом в 50 — 60 см по всей поверхности стены). Между верхней планкой и потолком и между нижней рейкой и полом оставьте расстояние в 2 — 3 мм, чтобы можно было подогнуть ткань и спрятать ее обрезы.
Обивку начинают с любого угла комнаты, от потолка. Крепить ткань можно сапожными гвоздями или мебельными скрепками. Сшитые и хорошо выглаженные полотнища набивают начерно к верхней планке. При этом необходимо оставить 2 — 3 см незакрепленными, чтобы затем подогнуть под планку. Ткань натягивайте довольно сильно, но следите, чтобы не возникло опасности ее разрыва. Затем проверьте вертикальность расположения материи с помощью отвеса. Еще раз проверьте, насколько правильно лежит ткань, и прибейте ее сверху и снизу. Оставьте 2 — 3 см для захода под нижнюю рейку. Если вдруг образовалась складка, осторожно отцепите ткань и потяните ее в сторону. Морщины должны исчезнуть. Не делайте слишком большого или слишком маленького расстояния между крепежными элементами. Оптимальный промежуток — 5—10 см. После того как все стены будут обиты, с помощью отвертки заправьте оставленные полоски материи под нижнюю и верхнюю планки.
Если обить той же тканью, что была использована для декорирования стен, еще и мебель (кресла, стулья, диваны, пуфики), то помещение приобретет дополнительный объем. А сочетание ткани и лепнины сделает интерьер комнаты роскошным, придаст ему вид апартаментов царского дворца.
Еще один метод обивки — каретная стяжка. Этот способ получил свое название из-за того, что раньше так декорировали кареты высокопоставленных лиц. Материал, используемый при этом, — кожа или плотная ткань. Не рекомендуется каретная стяжка для таких тонких тканей, как шелк или тафта. Принцип обивки заключается в следующем. На стену наклеивается слой мягкого звуко- и теплоизолирующего материала (также может быть использован латекс или ППУ). Затем на листе бумаги необходимо выполнить эскиз и рассчитать нужное количество материала. Длина полотнищ должна быть такой, чтобы ткань немного заходила под плинтус, а верхний срез на 2 — 3 см был ниже места смыкания стен и потолка. Каретная стяжка может образовывать на стенах рисунки в виде ромбов или квадратов. Это зависит от направления крепежных полос: по диагонали или по вертикали и горизонтали. Крепежные полосы можно сделать из того же материала, что и для основного фона, или же использовать контрастные по цвету или фактуре. После того как рассчитано количество крепежных полос (оно зависит от высоты стен, частоты и направления крепления), приступают к разметке материала. На поверхность ткани или кожи наносят риски в местах предполагаемого вбивания гвоздей. Следует помнить, что рассчитать это необходимо очень точно: удалить проколы с поверхности ткани вам не удастся. После того как все разметочные работы будут произведены, можно приступать к обивке стен. Лучше всего делать это вдвоем. Для облегчения работы верхний край полотнища можно приклеить к стене. Затем на ткань накладывают крепежные линии и в отмеченных местах вбивают гвозди. Чтобы обивка смотрелась эффектней, используйте гвозди с декоративными шляпками. В итоге у вас должна получиться стена с несколько выпуклыми ромбами или квадратами. Степень рельефности зависит от количества звукоизолирующего материала, наклеенного на стену.
Чтобы комната получила стилистическую завершенность, обейте тем же материалом и мягкую мебель. Лучше всего для этого использовать метод каретной стяжки.
Еще один способ крепления тканей — на гибкий профиль из поливинилхлорида. Этот способ хорош тем, что пластичная рамка дает возможность монтировать каркас любой формы. За ним можно спрятать различные трубы, батареи отопления, углы. Профиль способен держать любую ткань (шелк, бархат, хлопок, жаккард, полиэстеровую) и даже кожу. Стоимость такого каркаса довольно высока, но он того стоит.
Если вы решили крепить ткань на поливинилхлоридный профиль, то в качестве драпировки лучше всего подойдет ткань из полиэстера. Полотна материала выпускают шириной от 3 до 5 м, в высоту полотно должно быть чуть больше высоты стен. Полиэстеровую ткань под высоким давлением пропитывают полиуретаном, что придает материи дополнительную плотность и прочность. Фактура полиэстерового волокна сходна с фактурой холста. На такой поверхности можно рисовать акриловыми красками. Полотно, вставленное в поливинилхлоридную рамку, не провисает. Ткань не выгорает на солнце, не растрескивается (в отличие от многих других синтетических материй). Кроме того, покрытие не притягивает к себе пыль, а чистить его можно с помощью пылесоса. Полиэстеровая ткань обладает хорошей звукоизоляцией, что позволяет понизить уровень шумового загрязнения в квартире. У материала два недостатка: высокая стоимость и сложность сборки конструкции (самостоятельно заправить ткань в рамку вам будет не очень легко). Каркасное крепление практически незаменимо, если вы хотите задрапировать нишу, проем или выступ.
Наиболее простой способ крепления материи на стену — липучка. Для этого на стену наклеивают одну часть ленты (обычно с «петельками»), а вторую нашивают на ткань (с «крючочками»). Ткань легко можно снять со стен и так же просто прикрепить ее обратно.
Крепление на клипсы проще, чем на каркас или обивка. Этот способ аналогичен тому, что используется при монтаже подвесных потолков. По периметру комнаты крепится пластиковый профиль. Концы полотна защелкиваются по углам. После того как будет произведена проверка правильности его положения, закрепляют остальную часть ткани. Материю подсовывают шпателем под профиль и закрепляют там.
Расцветку и фактуру материи следует выбирать в зависимости от назначения и размеров комнаты, стиля интерьера, мебели и цветового решения всей квартиры. Рисунок ткани следует выбирать с учетом того, что часть времени комната будет освещаться искусственным источником света (это меняет восприятие цветов, а свет, падающий сверху, может создать иллюзию изменения пропорций), рисунок будет виден на большой площади, он должен сочетаться с мебелью и картинами или фотографиями, висящими на стенах.
Выбирая ткань, приложите ее кусок к стене и, отойдя немного назад, посмотрите, как она будет выглядеть. Для обивки большой гостиной можно использовать тонкие, нежные ткани: тафту или шелк. Если комната имеет маленькую площадь, то ее стены можно декорировать шерстью или сатином в мелкий рисунок. Этой же тканью стоит обить и мебель. Тогда комната обретет стилистическую завершенность и будет казаться более уютной. Стены, обитые серой и жемчужной материей, дают красивое сочетание с темно-вишневой, темно-синей или оливковой обивкой мебели.
Ткань хорошо скрывает трещины на стенах. Отпадает необходимость оштукатуривания поверхности и создания полостей для электропроводки — все это замаскирует материя. Если соседи сверху вас затопили, то особых проблем с ремонтом не возникнет: участок испачканного покрытия осторожно снимают со стены, стирают, высушивают и прибивают на место. Не забудьте перед обивкой прогладить ткань. Кроме того, материя намного долговечней обоев: порвать ее сложнее, да и пачкается меньше. А если в доме есть кошка, то можно выбрать для обивки стен более прочную ткань, которая не порвется под ее когтями (обоев, которые не может повредить кошка, просто не существует). Особого ухода за тканью не требуется, а надоедает она, как утверждают психологи, гораздо реже, чем любое другое покрытие. Уменьшить траты на облицовку стен можно, сэкономив на оштукатуривании.
Явным плюсом тканевого покрытия является и то, что его расцветка многообразнее, чем у обоев, а фактуру можно подобрать в соответствии с вашим интерьером. Недостаток же покрытия в том, что материя быстро впитывает запахи, поэтому не стоит применять ее на кухнях и в местах для курения.
Во время облицовки стен внимательно следите за температурным режимом (не менее 15 °С) и влажностью (не более 80 %). Кроме того, в помещении не должно быть сквозняков. Клей используйте только тот, который указан в инструкции. В противном случае на ткани могут появиться пятна, разводы, а само крепление получится недостаточно прочным. Если стена местами вогнута и этот недостаток нельзя исправить, то выбирайте ткань без полос, которые подчеркнут неровность поверхности. Пластиковые элементы крепления, используемые для фиксации ткани у окон и дверей, после окончания работ можно оклеить той же тканью. Это сделает уголки менее заметными. Необходимо помнить, что при закреплении на стене различных светильников и картин отверстия, оставшиеся в результате неправильной разметки стены под дюбеля, замаскировать практически невозможно. Поэтому вымеряйте их место расположения как можно тщательнее. Перед сверлением стен надрезайте ткань крест-накрест по центру предполагаемого отверстия, а во время работ используйте пылеотсос. Это предотвратит попадание пыли в пространство между покрытием и стеной. Розетки и выключатели лучше всего располагать заподлицо.
Если есть желание украсить ткань вышивкой, то можно заказать работу у профессионалов. Рисунок может быть любым. Все зависит только от вашего желания и финансовых возможностей. А декоративное панно на задрапированной стене можно выделить лепниной, которая выступает из-под ткани. Такая деталь будет напоминать интерьеры дворцов.
Статьи о строительстве и ремонте от А до Я: здесь вы найдете советы и опыт строителей-профессионалов, как самостоятельно сделать капитальную или косметическую реконструкцию квартиры или дома.